Приветствую Вас Гость
Пятница
18.07.2025
07:13

Сайт Геннадия Васильева

Главная » Файлы » Мои файлы

Васильев Геннадий Никандрович: Как воспитать князя (из опыта работы Цыбиной Е.Н.)
04.11.2012, 15:08

     Васильев Геннадий Никандрович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное образовательное учреждение «Псковская общеобразовательная школа-интернат»


                                                       Как воспитать князя

 

   И щедрость сердца и душевная черствость одинаково берут свое начало из раннего детства. В.А. Сухомлинский отмечал: «...добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Такими первыми, важными истинами для дошкольников школы-интерната города Пскова стала тема Великого князя Александра Невского, его семьи и друзей, Родины и храмов Божиих, разработанная воспитателем Евгенией Николаевной Цыбиной.

   Источником первых ярких впечатлений новизны, необычности и новых для малышей понятий: Русь, колыбель, колокольный звон, меч, горница – стало посещение городского музея. Непосредственно и эмоционально дети удивлялись, восхищались, засыпали экскурсовода вопросами, делились своими впечатлениями. Беседа по обсуждению увиденного была оживленной, у детей появился первый большой интерес к истории.

    Продолжением работы стало внесение Евгенией Николаевной в книжный уголок подготовительной группы новых  книг: «Александр Невский» В.Н. Терехова, «Невская битва» А.Я. Дегтярева, «Александр Невский» Ю. Бегунова. Дети внимательно рассматривали книжные иллюстрации, знакомились с небольшими отрывками из этих книг. Впервые для большинства детей прозвучало имя: князь Александр Невский.

   Основная деятельность дошкольников – игровая и поэтому новые знания о Руси и русичах, о детстве княжича Александра и его обучении военному делу находили свое отражение в сюжетах игр, в создании крепостных построек из строительного материала. Интересными были и рисунки, выполненные на эти темы,  старшими детьми группы.

   Поддерживая интерес детей, в совместном с ними обсуждении, было решено устроить праздничное занятие, посвященное Александру Невскому. В работу по подготовке к нему, активно включились и родители: шили сарафаны для девочек и рубашки с элементами русской народной одежды. Была продумано и оформлена в народном стиле обстановка групповой комнаты. Специально к занятию были выточены деревянные «маковки» для постройки из строительного материала церквей, подготовлены для раскрашивания рисунки бревенчатых домов, разучена народная игра «Стенка на стенку». Активность и интерес детей ко всему происходящему на занятии был высоким. В заключение мероприятия, по русской традиции, было устроено чаепитие.

   Обсуждая содержание рассказов о жизни Александра Невского, воспитатель задерживала внимание детей на некоторых эпизодах, деталях, ситуациях, имеющих воспитательное значение, например: безоговорочное послушание отцу. (Во время поездки всей семьей в Новгород княжич Александр очень хотел показать всем свое умение управлять лошадью, он умел ездить верхом даже лучше старшего брата Федора, но отец велел находиться ему вместе с матерью-княгиней и младшими детьми в крытой повозке).

   При работе с рассказами дети затруднились с ответом на вопрос: «Что делал князь Александр  в храме в то время, когда все  войско ждало на его площади?». Большинство детей не могли сказать абсолютно ничего, а в представлении других  посещение храма,  было связано исключительно с праздником Пасхи. Обоснованно последовало посещение группой воинского храма Александра Невского. Готовились все к нему как к большому, торжественному событию.  Евгения Николаевна говорит об этом: «Лично мое состояние можно было определить как: душевно – просветленное. Не было ни напряженного внимания, ни волнения за поведением детей, так трогательно, так спокойно и неторопливо они вошли. Девочки быстро заменили свои шапочки светлыми платочками. Сняли шапки мальчики. Слушали церковное пение с восторженными глазами. Нам рассказали о храме и его иконах, научили «ставить» свечи. При выходе из храма, обошли его вокруг, полюбовались его красотой, яркостью, отметили чистоту территории вокруг храма». И на прежний вопрос: что же делал князь Александр в храме перед битвой? ответ был известен всем: «В храме князь Александр молился Богу».

   Заключительное занятие обобщало всю проделанную за год работу по знакомству детей с биографией Александра Невского. Среди приглашенных на праздник гостей был и настоятель воинского храма Александра Невского Олег Тэор. Ответы детей, их рассказы, составление слов из объемной азбуки оценивались членами жюри. Оценки, полученные детьми, порадовали всех. Знания, полученные ими, закрепляются, и расширяются в дальнейшей работе.

   Перед уходом детей домой, воспитатель обращает внимание детей на события, которые произошли в течение дня: Что было интересного? Все ли у них получалось удачно? Что было вкусного? Расскажи, что сегодня произошло смешного? и т.д. Однажды Евгения Николаевна предложила всем детям вместе с нею рассказать о добрых делах их товарища Саши К. Дети, наперебой стали перечислять: помогал одевать малышей на прогулку, старательно убирал территорию участка, не смеялся над неудачными попытками Никиты освоить шаг «поскока» и помогал ему научиться своим показом... Обобщая ответы детей, воспитатель называет его не, как обычно, Сашей, а Александром, произнося это имя достаточно громко и выразительно: «Наш Александр – хороший друг, а для мамы и папы – любимый сын, и все им гордятся!». Это весьма существенный момент в воспитательной работе, ведь дети невольно связали образ славного героя – князя Александра Невского с его маленьким тезкой. «У нашего Саши такое же имя, как и у Невского» - заметили дети. (В подсознательном воздействии есть аспект ассоциаций, вызываемый словом, это существенный момент, когда люди невольно связывают образы героев с их тезками).

   … А вечером из раздевальной комнаты звенел Сашин голос: «Мама! Меня назвали Александром! Мое имя – Александр!». Радость и гордость от звучания своего имени, такого нового и такого славного переполняли малыша.

   Александр – имя великого, святого князя, имя, которое не будет забыто, так же как и его подвиги, озаренные ореолом святости, князя – настоящего патриота земли русской в прошлом, заступника и молитвенника за русскую землю в настоящем. На примере его жизни воспитываются наши дети.

 

  

 

Категория: Мои файлы | Добавил: internat
Просмотров: 609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: