Приветствую Вас Гость
Понедельник
29.04.2024
05:54

Сайт Геннадия Васильева

 

     Организация работы учителя истории по распространению знаний по культуре и искусству Древнего Пскова

Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы по краеведению в деле обучения и образования в школе, учителя уделяют ей большое внимание. Ведь каждому учителю хорошо известно, какой огромный потенциал в ней заложен. Она способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к истории, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развития творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания, формированию и них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий и многое другое.
Внеклассную работу по краеведению можно охарактеризовать как систему различных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных краеведческих мероприятий, часто выходящих и за рамки учебных программ по истории.
При правильном сочетании в школе внеклассной работы с урочной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.
В процессе осуществления внеклассной краеведческой работы достигаются воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие цели.
От выбора же конкретной формы внеклассной краеведческой работы и от её содержания будет зависеть, какая из указанных выше целей, будет преобладать в том или ином случае. Так, например, при проведении одного краеведческого мероприятия ведущей может быть познавательная цель, а при подготовке и проведении другого - образовательная и т.д. Продуманность и чёткость в постановке целей влияет на содержание, отбор материала, выбор формы проведения мероприятия. Говоря же о задачах внеклассной работы, на наш взгляд можно согласиться с мнением А.Н. Леонтьева, который считает, что задача - это цель, данная в конкретных условиях. Следовательно, указанные цели работы в конкретных условиях школы или отдельного класса могут быть и задачами и формулироваться по-разному.
Определяя задачи внеклассной работы, краевед-историк А.Ф. Родин утверждает, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами» (44,6)
Внеклассную работу по историческому краеведению можно разделить на массовую, групповую и индивидуальную. К массовым формам относятся: проведение краеведческих вечеров, олимпиад, викторин, конференций, работа клубов; создание краеведческих музеев и уголков; встречи с участниками и свидетелями тех или иных исторических событий; краеведческие игры и др. К групповым формам относится - работа краеведческих кружков, обществ, проведение экскурсий, походов, лекториев, выпуск стенных газет, рукописных книг и устных журналов. Индивидуальная работа по краеведению предполагает в частности чтение учащимися литературы по истории края, работу с документальными материалами архивов, вещественными памятниками музеев, подготовку рефератов и т.п.
Внеклассная краеведческая работа, как и любая другая, должна строиться на определённых принципах. Принципы внеклассной работы - это исходные положения, определяющие основные требования к её содержанию, методам и формам организации. Они соответствуют целям и задачам всей внеклассной работы по краеведению в школе и определяют сущность педагогической деятельности учителя.
Принципами организации внеклассной краеведческой работы должны быть:
добровольность, массовость, увлекательность, наглядность, доступность и прочность знаний, связь изученного с практикой. Все эти принципы тесно связаны между собой. дополняя друг друга, они составляют нерасторжимое единство, что предполагает целенаправленное, последовательное и систематическое воздействие на все стороны развития личности учащихся.
Особое внимание следует уделять вопросам планирования внеклассной работы.
В школе-интернате г. Пскова организация внеклассной краеведческой работы основывается на чёткой системе планирования. При этом, планирование является не самоцелью, а средством повышения качества внеклассной работы, условием разумно организованной деятельности учащихся.

Составление планов требует от учителя предварительного анализа своей работы за предыдущие годы, проектирование принципов организации основных мероприятий, предвидение результатов своей работы.
Особое внимание в школе, при составлении плана, уделяется определению целей, которые предстоит достигнуть в ходе его реализации. При этом, каждое мероприятие имеет свои конкретные цели, которые формулируются в конкретных разработках каждого внеклассного мероприятия. Планы подготовки и проведения основных мероприятий составляются в начале года. Планы. Составленные в предыдущие годы могут быть использованы частично после их пересмотра и обновления с учётом уровня подготовки, способностей и индивидуальных особенностей учащихся нового учебного года, т.к., в настоящее время, очень быстрыми темпами меняются интересы и потребности, возрастают запросы учащихся.
В соответствии с существующими требованиями о единстве классной и внеклассной работы по предмету стараемся планировать проведение внеклассной работы параллельно с материалами, изучаемыми на уроках. При этом проведение больших краеведческих мероприятий планируется на конец учебной четверти, а подготовка к ним ведётся с самого её начала. Это также способствует изучению программного материала, повышает мотивацию обучающихся.
Планы работы кабинета истории и краеведческого кружка составляются на год, обсуждаются на заседании методического объединения и находят своё отражение в общешкольном планировании, охватывают учащихся всех классов и предусматривают использование межпредметных связей.
При составлении плана краеведческой работы в школе учитываются: памятные даты, события, происходящие в крае и в стране; интересы учащихся и сложившиеся традиции школы.
При планировании мероприятий формулируются его цели и разрабатываются планы их подготовки. При этом в школе-интернате широко используется методика «коллективного творческого дела» (КТД) И.П. Иванова. (8) Каждое внеклассное мероприятие (дело) планируется, готовится, совершается и обсуждается ребятами и педагогами совместно. На каждой стадии его осуществления все участники ведут совместный поиск лучших путей, способов и средств решения практической задачи. КТД отличается от простого мероприятия (беседа, экскурсия, занятие кружка) прежде всего характером постановки воспитательных задач. Всё начинается с предварительной работы учителя, определяющего воспитательные задачи предстоящего КТД, намечающего свои исходные направляющие действия, которые необходимы для составления общими усилиями педагогов и учащихся, оптимального проекта предстоящего дела. Затем, в ходе стартовой беседы, необходимо увлечь учащихся перспективой интересного и полезного дела. В ходе беседы идет обсуждение: что лучше сделать? Для кого? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? При этом учитель ничего не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, разъясняет что-то, не до конца понятое, отвечает на вопросы. После этого главная роль в планировании, подготовке и проведении мероприятия переходит к самим учащимся. Последующие этапы работы включают в себя: 
1) коллективную подготовку;
2) проведение дела;
З) коллективный анализ;
4) последствие.
В ходе этапа коллективной подготовки педагогу необходимо организовать работу звеньев-групп, где в дальнейшем будет распределяться общая работа, решаться, кто и что конкретно сделает. (См.: Приложение №1. КТД. Сбор-старт: Коллективное планирование подготовки диспута). Наблюдая при этом за учащимися, необходимо при этом поддерживать их, подсказывать верные решения. Обращал внимание на упущенные детали, следует сделать это незаметно, обращаясь только к члену совета дела. При проведении инструктажа ведущих диспут следует подробно обговорить с ними все детали проведения дела. Возможно проведение репетиции фрагментов тогда, когда готовятся творческие выступления, содержащие сценические действия или конкретные номера. Накануне дела следует провести очередное заседание совета дела по проверке окончательной его готовности.
При проведении дела педагогу следует правильно распределить время и силы его участников, не подменять их пусть действует так, как было намечено. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, принимать решение следует только вместе с председателями совета дела. Вопросы, поступающие от учащихся и гостей, лучше переадресовывать к членам совета дела.
По завершении дела, необходимо всем дружно завершить работу: подвести итоги, поблагодарить участников и гостей, проводить гостей, привести в порядок место проведения мероприятия.
Коллективный анализ КТД - это одно из сильных воспитательных средств, и от него никогда не следует отказываться. Он позволит оглянуться на прошедшее дело, осмыслить как его удачные моменты, так и ошибки, поможет учащимся осознать накопленный опыт, и извлечь уроки на будущее. Если позволяет время, то анализ лучше провести сразу же по окончании дела. Если такой возможности нет, то его следует провести на следующий день. (См: Приложение №2 «Коллективный анализ КТД»).
Подготовка учителя к коллективному анализу начинается ещё на стадии рождения замысла КТД. Именно тогда следует наметить общий подход к анализу: когда его провести, какие вопросы выдвинуть для обсуждения, кто проведёт разговор, как будут готовиться к нему сами учащиеся. В процессе подготовки и проведения дела в эти вопросы вносятся необходимые изменения. Педагог может быть ведущим анализа, или же его помощником. Свои собственные суждения и оценки, ему следует высказать лишь после выступления учащихся, при этом важно поддержать мнение подростков, помочь им сформулировать предложения и записать их для дальнейшей реализации.
Последняя стадия КТД - последствие. Её, как и все предшествующие ей, следует прогнозировать заранее. В том случае, если на коллективном анализе дела будут приняты конкретные решения, необходимо организовать контроль над их реализацией.
Эти решения могут быть самыми различными, но их главный смысл должен заключаться в расширении круга полезных дел учащихся.
Внеклассную краеведческую работу необходимо связывать с урочной (обучающая функция внеклассной краеведческой работы). Ведь активно проводимая внеклассная работа обеспечивает большую активность учащихся на уроках. А внеклассная работа, в свою очередь, даёт учащимся возможность применения полученных знаний на практике, доказывает необходимость изучения истории. При этом очень важно не допустить того, чтобы внеклассная работа превращалась в дополнительные занятия. Главной на уроке должна оставаться учебная цель (в тесной взаимосвязи с воспитательной и развивающей). Во внеклассной же работе, главной становиться воспитательная, развивающая и познавательная цель, в зависимости от характера того или иного мероприятия.
При планировании внеклассной работы по краеведению важно соблюдать системность и последовательность в проведении мероприятий. Так эффективность одноразовых мероприятий обычно бывает не высокой. Внеклассные занятия следует проводить постоянно (один раз в неделю, один-два раза в месяц), крупные же мероприятия лучше проводить один раз в четверть, но обязательно в каждую.
На протяжении всех лет обучении истории ученики должны участвовать в разных мероприятиях, и учителю следует показать перспективу их работы. Поэтому лучше разработать планы внеклассной работы по всем классам.
Внеклассная краеведческая работа обладает большими возможностями для воспитания учащихся (воспитательная функция). Всю внеклассную краеведческую работу должно пронизывать патриотическое воспитание (формирование чувства любви и преданности Родине, уважение к традициям), эстетическое воспитание (формирование эстетических чувств, взглядов, художественного вкуса, воспитание способности и умения видеть и правильно понимать красоту в природе, в искусстве, в действительности), этическое воспитание (формирование нравственных убеждений: культуры поведения, взаимоотношений учащихся), трудовое воспитание (воспитание не может проводиться без труда учащихся).
Развивающая функция краеведческой работы должна заключаться в том, чтоб учитель последовательно предъявлял учащимся задачи всё более высокого уровня сложности с учётом индивидуальности ребёнка.
Таким образом, важным условием действенности всех видов внеклассной краеведческой работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности, взаимообусловленности и взаимодействия.