16.05.2024
04:43
Сайт Геннадия Васильева
Меню сайта |
Форма входа |
Категории раздела | |
|
Поиск |
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Файлы » Мои файлы |
29.09.2012, 10:20 | |
Программа толерантного воспитания в начальной школе В условиях значительных перемен, происходящих в современном обществе, образование становится одним из наиболее эффективных средств формирования новых человеческих отношений и форм поведения. В основу этих отношений обязательно должны быть положены принципы толерантности. Выпускник школы должен иметь не только набор определенных знаний, умений и навыков, но и способность к широкомасштабному общению в духе гуманистических идей и традиций, в том числе и в поликультурной среде. Необходимость формирования личности, способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях, во многом диктуется современными социокультурными условиями. Школа, как составная часть общества, обязана реагировать на все изменения социальной обстановки и одной из ее важных задач должно являться создание условий для развития толерантной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке. В настоящее время – время глобализации экономики, все большей мобильности, интеграции и взаимозависимости толерантность важна как никогда ранее. Толерантное сознание определяет устойчивость поведения в обществе, как отдельных лиц, так и социальных групп. Оно является основой гражданского согласия в обществе. Школьное образование и воспитание в духе толерантности должно способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, так и между нациями. Для успешного развития в образовательном учреждении взаимоотношений, построенных на принципах толерантности, необходимо создание позитивной атмосферы, осуществление поликультурного образования, привлечение внимания к тому, что объединяет людей разных наций и вероисповеданий. Наше учебное заведение: Псковская школа-интернат занимается воспитанием детей из социально-неблагополучных и малообеспеченных семей. В составе ее воспитанников дети различных национальностей, дети из семей вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья и поэтому проблемы ксенофобии для нас актуальны. Личность ребенка из социально неблагополучной семьи, его жизнь обусловлены специфическими особенностями: недоверие к людям, отчужденность, неумение культурно общаться, слабо развитое чувство ответственности за благополучие тех, кто с ними связал свою жизнь, эгоизм, потребительское отношение к близким, низкая самооценка, неуверенность к себе. Кроме того, в ответственные моменты жизни выпускники часто не имеют дружеской поддержки, со стороны родственников: ни материальной, ни моральной. Все это приводит к тому, что они часто оказываются неспособными правильно ориентироваться , адаптироваться в жизни. Поэтому на плечи педагогов школы-интерната ложатся и дополнительные задачи, возлагаются дополнительные требования: создать атмосферу социального комфорта, предполагающую обеспечение защиты от насилия, издевательств, бойкотирования в детском коллективе. Для успешного развития в образовательном учреждении взаимоотношений, построенных на принципах толерантности, необходимо создание позитивной атмосферы, осуществление поликультурного образования, привлечение внимания к тому, что объединяет людей разных наций и вероисповеданий. Решению этих вопросов в школе во многом способствует организация шефских связей с пожарными города Нойса (Германия). В декабре 2012 года исполнится 22 года этой дружбы. Помогает сближению и изучение общего в культуре народов двух городов: Пскова и Нойса. «Добрыми волшебниками» – назвал немецких пожарных один выпускник школы-интерната: «Находясь в интернате, я вообще не мог себе представить нашу школу без пожарных из Нойса. Как часто я переживал минуты радостного ожидания, такие долгие для детей. И каким счастливым бывало долгожданное мгновение, когда красный «Мерседес» подъезжал к нашей школе, открывались двери, и выходила пожарная дружина во главе с Петером Шлангеном. Что за жизнь начиналась в нашем доме! Эти мужчины превращаются в добрых волшебников. Они, занимающиеся такой благородной профессией, часто просто героической, проводили время с нами, детьми. И словно по мановению волшебной палочки наше обычное школьные помещения превращались в сказочный мир, появлялся фитобар, а спальни после ремонта выглядели, как лучшие номера в гостиницах. Мы ждали приезда этих людей с нетерпением. Ведь каждая наша встреча - это праздник с играми, танцами, песнями, фокусами, с оригинальными блюдами, умело приготовленными руками гостей. Они дарят детям чудесные подарки. А когда уезжают, то пишут письма. В школе эти письма бережно хранятся. Ведь они означают для детей главное: чудеса все-таки случаются. Один из наших писателей сказал: «Красота спасет мир». Красота для нас, детей интерната, в дружбе с людьми, приезжающими на красном автомобиле из Нойса». Вот такие слова благодарности написал он, но интересно то, что первая реакция его на первую встречу с немецкой делегацией, был вопль: «Фашисты приехали!», приведший к испугу и плачу маленьких детей. Способствовало духовному сближению с немецкой стороной и то, что в Нойсе расположен русский приход православной церкви Московского Патриархата во имя святого Алексия, человека Божьего. Ведь мы можем вновь поговорить о близости двух европейских городов. Ведь и в городе Пскове, неподалеку от интерната расположена церковь Алексея с Поля, в которой бывают воспитанники. Кстати так же, как и святой Квирин (небесный покровитель Нойса), Алексей человек Божий - бывший римлянин, ставший католическим святым. Но настолько он пришелся по сердцу русским людям, что его имя стало широко почитаться и на Руси, и в его честь здесь ставились храмы. Многие специалисты считают, что наиболее благоприятным возрастом, с которого следует начинать воспитание толерантности, является подростковый возраст. В этом возрасте ребенок активизирует поиск собственной социальной идентичности, а соответственно, повышается и к вопросам этнокультурной принадлежности. В нашей школе целенаправленная профилактическая работа с подростками, с использованием Пособия по ксенофобии, проводится школьным психологом – Овчинниковой Д.А. Вместе с тем, мы все же считаем, что толерантность нужно воспитывать с самого раннего возраста, чтобы она изначально закладывалась как доброжелательность, как умение в своем поведении не выходить за определенные пределы, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить непредвзято, не по принадлежности, а по сути и, более того, видеть и переживать свое глубинное сходство с другими людьми, без которых ни один индивид существовать не может. Нельзя забывать и о том, подростковый возраст – это «Трудный» возраст и поэтому не стоит ожидать его сложа руки. Ведь народная мудрость гласит: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, поздно учить». И поэтому данная работа начинается у нас с начальной школы, с учетом возрастных, личностных и психических возможностей воспитанников. В соответствии с используемой программой, учебный материал подбирается в упрощенном виде, основной формой проведения занятий являются занятия-сказки, занятия-путешествия, ролевые игры, дающие основы знаний об устройстве мира, добрососедстве всех живущих на планете Земля, направленные на осознанное усвоение и принятие детьми утверждения Антуана Де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю», - ведь это так важно, научиться видеть непохожесть человека, признавать ее, ценить, уважать и стремиться поделиться, одарить своей неповторимостью. Уже в начальной школе воспитанники школы-интерната могут усвоить умения и представления: - знать об устройстве взаимосвязей в природе, о сопричастности и обязательном ответственном отношении человека ко всему живому на планете Земля; - уметь увидеть окружающий мир своими глазами и глазами сверстников, проживающих рядом и в других регионах мира; - иметь представление о народах и национальностях, населяющих нашу планету; - получить основы самоанализа собственного поведения; - иметь представление об уникальности каждого человека, о его праве на собственное мировосприятие и отношение к происходящему; - иметь представление о милосердии и его русских приоритетах; - уметь делать правильный выбор в житейских ситуациях, основанный на терпимом отношении к товарищам по классу, старшим; - уметь критично оценивать свои поступки; - иметь представление о «горячих точках» планеты и проблемах детей, проживающих в них. Проводимая в школе работа неоднократно обобщалась, так можно отметить выступления педагогов школы-интерната на научно-практических конференциях: - «Религиозный фольклор – как одно из средств установления толерантности и взаимопонимания между народами» на Международной научно-практической конференции «Диалог религий в пространстве современной культуры»; - «Тема Холокоста в работе Псковской общеобразовательной школы-интерната» на Международной научно-практической конференции «Вопросы нравственного воспитания в современном образовании»; - «Социально-педагогическое сопровождение воспитанников школы-интерната» на II Международной научно-практической конференции «Педагогическая ассамблея»; - «И небо, словно перл, светилось внутрь собора…»: Крыпецкие православные педагогические чтения как средство формирования духовно - нравственных качеств личности детей из социально неблагополучных семей» на VI Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и будущее России» и другие. Проводимая работа способствует тому, что неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к людям иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов, а также к чему-либо незнакомому, чужому и непривычному уходит из сердец воспитанников интерната. | |
Просмотров: 704 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |