Приветствую Вас Гость
Вторник
14.05.2024
18:04

Сайт Геннадия Васильева

Главная » Статьи » Мои статьи

Васильев Г.Н.: Компетентностный подход при разработке курсов по выбору в школе

                                                                                                  Васильев Г.Н.

 

       Компетентностный подход при разработке курсов по выбору в школе.

 

В последнее время цели школьного образования стали фор­мулироваться более четко, конкретно, а его результаты задаваться на­бором задач,  которые должен решать выпускник. В результате этого новое качество образования определяется тем, насколько его результат соответствует потребностям заказчика.

Для школы постиндустриального общества уже недостаточно обеспечивать   выпускника   знаниями    на   десятилетия   вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого необходимо обучать по иному, другими способами. Поэтому новое качество образования связано, прежде всего, со сме­ной характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством; учителем и учеником. Т.е., обновление образовательного процесса – это содержательный ресурс переориентации школы на работу в логике иного подхода к оценке успешности образования.

Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. (Компетентность трактуется в современных источниках как общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. Ведущей компетентностью, которая формируется к концу основной школы  является способность к созданию собственного продукта, выполненного  представленного с ориентацией на другого человека). Он определя­ет приоритеты, направление изменения образовательного процес­са. Одной из форм компетентностного подхода стал переход школы-интерната в рамках республиканского эксперимента на введение предпрофильного обучения. Ответом на изменение понимания целей образования стало и появление в школе элективных курсов по выбору, сконструирован­ных как последовательность решения конкретных задач. Примером уже, хорошо апробированных авторских программ курсов по выбору, могут служить разработанные в школе-интернате элективные курсы по культуре и искусству древнего Пскова, одобренные кабинетами МХК и русского языка и литературы  ПОИПКРО. 

Разработанные элективные можно определить как «программы, выполненные в логике компетентностного подхода». То есть это программы, описывающие не только набор сведений, кото­рый надо выучить, но и, прежде всего совокупность приемов, способов достижения ясного (однозначно понимаемого всеми субъектами образовательного процесса) образовательного резуль­тата, способов диагностики степени эффективности проделанной работы.

Таким образом, компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность дости­гать результата - эффективно разрешать проблему. Обучение при компетентностном подходе - это процесс при­обретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обу­чения занимает разные позиции внутри педагогического взаимо­действия. В компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий - группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и пр.

          Компетентностный подход к  созданию курсов  по выбору предусматривает следующую последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем выделение необходимых умений для их разрешения определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач: отбор необходимого содержания; разработка методов обучения; разработка системы оценивания.

         В качестве ориентиров для определения целей курсов по выбору   могут быть взяты социальная, коммуникативная или предметная компетентность.

         Все это и нашло свое отражение в курсах по выбору «Культура и искусство древнего Пскова»:

            I. Цели курса:

           Духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся силой воздействия и средствами различных видов искусства, формирование в них готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подменных художественных ценностей, оказание помощи в их всестороннем развитии (способности быть читателем, зрителем, слушателем, экскурсоводом по родному городу).

   II. Подготовительная работа при составлении программы предпрофильного курса:

На каком содержательном материале строится курс. 

На материале истории Псковского края, истории России и литературы, поскольку эти курсы содержат сведения о культуре и искусстве древнего Пскова. Необходима, также, опора на знания и эмоциональный чувственный опыт, приобретенный учащимися на уроках музыки и изобразительного искусства.

Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса.

Содержание базового курса представлено очень кратко, не дает учащимся синтезированного обобщенного представления об историко-культурном процессе в целом.

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечены.

По темам «архитектура» и «иконопись» есть «Примерная программа занятий по культуре и искусству древнего Пскова»/Сост. Петрова А.А., -Псков: ПОИПКРО, 1999». По темам «литература» и «музыка» древнего Пскова программа  разработана Васильевым Г.Н.(Рецензия  на программу дана кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ПОИПКРО). В школе составлено поурочное планирование курса и разработаны методические материалы ко всем занятиям. В школьной библиотеке имеется большое количество краеведческой литературы.

Какие виды деятельности возможны.

Возможны: подготовка устных сообщений учащихся с последующей дискуссией; написание эссе; подготовка рефератов; составление синхронистических и сравнительно-обобщающих таблиц и учебных схем; подготовка и проведение краеведческих экскурсий; дача характеристики, сравнение и описание памятников искусства и культуры; подготовка сценариев для слайд фильмов, внеклассных краеведческих мероприятий, и др.

Какие виды работ могут выполнять учащиеся.

Любые из вышеназванных видов работ.

Какова доля самостоятельности ученика.

1. Учащийся может выбрать: объект изучения; виды отчетных работ; консультантов и литературу, по которой он будет готовить собственные творческие работы.                                                          2. Применение различных форм интерактивного обучения позволяет учащемуся: принимать самостоятельные решения при наличии нескольких альтернатив; критически мыслить и вырабатывать свою собственную позицию.                                          

Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению работы).

    Требования к оформлению работ:                                                       - содержательность, логичность, аргументированность изложения и общих выводов;                                                                                        - умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая её;         - присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;                                   - умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность изложения;                                                                              - правильное оформление работы;                                                         - сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, чертежи, карты, рисунки и т.п.).

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса учащегося.

1. Проведение анкетирования на первом и последнем занятиях.       2. Собеседования в процессе и по итогам выполнения каждой самостоятельной творческой работы.

Какова форма итоговой отчетности.

Итоговая ученическая научная краеведческая конференция.

III. Количество часов программы - 68, из них учащиеся могут по выбору изучить следующие курсы:

 

п/п

 

         Тема курса

Кол-во часов

 

          Содержание курса

1.

Вводные занятия для оказания помощи учащимся в выборе курсов по программе «Культура и искусство древнего Пскова»

    4

Знакомство с понятиями: «культура», «искусство», «культурное наследие и современность», общими закономерностями развития культуры и её взаимосвязи с историческим развитием общества в целом, с основными вехами истории Пскова.

2.

Зодчество древнего Пскова

    12

Знакомство учащихся с архитектурой средневекового Пскова, её особенностями, ролью архитектуры в жизни общества.

3.

Монументальная живопись древнего Пскова

    10

Знакомство учащихся с фресковой живописью средневекового Пскова, её особенностями, технологией изготовления красок и техникой изображения.

4.

Иконопись древнего Пскова

    9

Знакомство учащихся с псковской школой иконописи, технологией изготовления иконы, христианскими праздниками.

5.

Литература древнего Пскова

    25

Знакомство учащихся с псковским устным народным творчеством, особенностями псковского летописания и литературой конца XV- XVII веков.

6.

Музыка древнего Пскова

    7

Знакомство учащихся с музыкой древнего Пскова, музыкальным фольклором края.

7.

Обобщающее занятие

    1

Обобщение изученного материала.

Школьные краеведческие чтения.

         В школе разработано тематическое планирование и поурочные разработки данных курсов по выбору.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: internat (13.08.2012)
Просмотров: 493 | Теги: краеведение | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: