14.05.2024
18:04
Сайт Геннадия Васильева
Меню сайта |
Форма входа |
Категории раздела | |
|
Поиск |
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Васильев Г.Н. Компетентностный подход при разработке курсов по выбору в школе. В последнее время цели школьного образования стали формулироваться более четко, конкретно, а его результаты задаваться набором задач, которые должен решать выпускник. В результате этого новое качество образования определяется тем, насколько его результат соответствует потребностям заказчика. Для школы постиндустриального общества уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого необходимо обучать по иному, другими способами. Поэтому новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством; учителем и учеником. Т.е., обновление образовательного процесса – это содержательный ресурс переориентации школы на работу в логике иного подхода к оценке успешности образования. Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. (Компетентность трактуется в современных источниках как общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. Ведущей компетентностью, которая формируется к концу основной школы является способность к созданию собственного продукта, выполненного представленного с ориентацией на другого человека). Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса. Одной из форм компетентностного подхода стал переход школы-интерната в рамках республиканского эксперимента на введение предпрофильного обучения. Ответом на изменение понимания целей образования стало и появление в школе элективных курсов по выбору, сконструированных как последовательность решения конкретных задач. Примером уже, хорошо апробированных авторских программ курсов по выбору, могут служить разработанные в школе-интернате элективные курсы по культуре и искусству древнего Пскова, одобренные кабинетами МХК и русского языка и литературы ПОИПКРО. Разработанные элективные можно определить как «программы, выполненные в логике компетентностного подхода». То есть это программы, описывающие не только набор сведений, который надо выучить, но и, прежде всего совокупность приемов, способов достижения ясного (однозначно понимаемого всеми субъектами образовательного процесса) образовательного результата, способов диагностики степени эффективности проделанной работы. Таким образом, компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность достигать результата - эффективно разрешать проблему. Обучение при компетентностном подходе - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем. В компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия. В компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении применения иных, неурочных форм организации занятий - группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и пр. Компетентностный подход к созданию курсов по выбору предусматривает следующую последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем выделение необходимых умений для их разрешения определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач: отбор необходимого содержания; разработка методов обучения; разработка системы оценивания. В качестве ориентиров для определения целей курсов по выбору могут быть взяты социальная, коммуникативная или предметная компетентность. Все это и нашло свое отражение в курсах по выбору «Культура и искусство древнего Пскова»: Духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся силой воздействия и средствами различных видов искусства, формирование в них готовности и способности к самостоятельному духовному освоению подменных художественных ценностей, оказание помощи в их всестороннем развитии (способности быть читателем, зрителем, слушателем, экскурсоводом по родному городу). II. Подготовительная работа при составлении программы предпрофильного курса:
III. Количество часов программы - 68, из них учащиеся могут по выбору изучить следующие курсы:
В школе разработано тематическое планирование и поурочные разработки данных курсов по выбору.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 493
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |