Приветствую Вас Гость
Среда
15.05.2024
03:24

Сайт Геннадия Васильева

Главная » Статьи » Мои статьи

Васильев Г.Н. "Методические рекомендации: К концепции ..."

Методические рекомендации: К концепции дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Народные ремесла Псковского края»

Основной целью программы является общее развитие обучающихся, развитие сферы чувств, эстетического вкуса, интеллектуальных и моторных способностей, творчества.

В процессе занятий по изучению и овладению народными ремеслами происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитие художественно-творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира.

Важным также представляется и то, что формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления обучающихся с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями своих предков.

Во время работы должна прослеживаться четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий должна позволять не только создавать интересные поделки и использовать их в играх, но и проводить профессиональную ориентацию обучающихся.

Традиционные виды деятельности, народные художественные и утилитарные промыслы и ремесла – важный пласт культурного наследия Псковской области, который необходимо изучать, восстанавливать и использовать как в целях развития культуры, так и в качестве одного из видов трудовой занятости населения.

Сохранением, и изучением и пропагандой ремесел и промыслов в Псковской области в настоящее время занимается «Областной центр народного творчества», при котором в 1998 году открыт Дом ремесел. При Доме ремёсел работают студии и кружки, в которых псковичи обучаются забытому искусству наших предков. Обучение проводят опытные педагоги и народные мастера. Дом ремёсел является методическим центром по вопросам традиционной народной культуры для всех клубных учреждений области. Особое внимание уделяет созданию Домов, Комнат ремёсел, уголков крестьянского быта в районах области.

Псковские художественные и утилитарные ремесла и промыслы весьма разнообразны. По данным 1896 года в Псковской губернии повсеместно существовали лесные промыслы, но особенно они были развиты в уездах Великолуцком, Порховском и состояли в рубке леса и дров, заготовке лесных материалов и подвозке их к сплавным рекам. В местностях, расположенных по берегам рек было развито судостроение. Извозом (возка хлеба, дров, сена, камня и др.), трепаньем льна занимались повсеместно. Бытовали также: выделка дровней, саней, челнов (уезд Великолуцкий), дуг (Псковский уезд), колес и деревянной посуды (уезды Псковский, Опочецкий) и торговля этими предметами в развоз и в разнос (уезды Псковский, Опочецкий, Великолуцкий и Новоржевский). Повсеместно были распространены женские промыслы - пряжа льна и шерсти и тканье холста.

Псков был древним гончарным центром. Традиционное керамическое ремесло уходит за пределы города в пригородные деревни Лопатино, Яблонец. Там делали посуду и попутно игрушки для псковского рынка. Практически в каждой большой деревне работали если не несколько мастеров, то хотя бы один. Скульптурные псковские гончарные изделия привлекают сочностью пластики, убедительной основательностью каждого предмета. Посуда либо матовая, либо политая однотонной поливой. Часто керамика расписывалась ангобом с подкраской цветной глазурью, повсеместно встречается черно-лощеная керамика. Разнообразна керамика по применению в быту: объемные корчаги, чугуны, гусятницы, двойнята, водолеи и т.д.

На Псковском заводе экспериментально-художественных изделий «Псковский гончар», который в настоящее время находится на месте старого гончарного центра - деревни Луговка, работают великолепные мастера. К сожалению, эти мастера нередко вынуждены работать «на поток», что не всегда способствует раскрытию художественного потенциала промысла. Несмотря на это, продукцию завода «Псковский гончар» называют «визитной карточкой город».

Интересны промыслы, бытующие в Печорском районе – ковка, ткачество, резьба по бересте. Имеются мастера гончарной керамики, которые изготавливают стильные светильники для интерьеров, декоративные панно, облицовку для печей и каминов, керамическую посуду.

Производимая продукция прежде реализовывалась, в основном, на ярмарках. В настоящее время ярмарки-продажи, выставки прикладного творчества проводит, в основном, Дом ремёсел, который имеет базу данных о мастерах прикладного творчества, организует реализацию изделий мастеров. На базе Дома ремёсел создана Гильдия Мастеров, объединяющая более 150 мастеров и художников.

Проблема создания курса по изучению народных ремесел Псковского края для обучающихся своевременна и актуальна.

Данная программа опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ рассматривается комплексно в тесной связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями народа.

Занятия по народно-прикладному творчеству помогают обучающимся глубже познакомиться с лучшими традициями народного искусства края. Ткачество, вышивка, лозоплетение, гончарное и кузнечное дело и т.д. – все это приобщает их к культуре народа.

Задачи, при выполнении практических работ по народно-прикладному творчеству, заключаются в формировании у обучающихся практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия должны не только сочетать различные виды практической работы, но и открывать обучающимся прекрасный мир народного искусства, многовековые народные представления о красоте и гармонии. Научить учащихся мастерству, вызвать у них интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач курса.

Программа позволяет создать условия в школе-интернате для игр с изготовленными поделками, конструирования и моделирования.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала, что позволяет преподавателю варьировать задания в зависимости от имеющихся у него возможностей и желания обучающихся, способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях, самовыражению. Это поможет выполнению главной задачи преподавания – осуществлять развивающий характер обучения.

Курс предполагает:

- знакомство обучающихся с народными ремеслами края;

- знакомство обучающихся с видами поделочных материалов и их свойствами;

- формирование трудовых умений и навыков;

- профессиональную ориентацию.

Задания для обучающихся должны строиться по методу интегрирования, что будет способствовать решению целого комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

Они способствуют «погружению» обучающихся в художественно-эстетическую среду, развивая их духовный мир, интегрируя все знания, особенно в области культуры и искусства. Такие занятия дают возможность согласовать содержание образования по различным обучающим предметам, систематизировать даваемые учащимся знания и умения, обеспечить согласованность в работе школы, определить активные методы обучения и проблемы, требующие изучения. Занятия помогут решить задачу занятости обучающихся, помогут воспитателю в организации и проведении досуговых мероприятий, объединяющих в одно целое не только учебные предметы (например: труд с развитием речи, или с театрализацией, или с математикой, или с изобразительным искусством, или с географией и т.д.), но и детей разного возраста.

Формы организации обучающихся на занятиях могут быть различными: коллективная, групповая или индивидуальная (в зависимости от поставленных задач и материала, из которого создается поделка).

Для успешной реализации данной программы используется следующая классификация занятий в рамках учебного времени они разделены на:

- практические;

- экскурсии: на природу, в музей, на выставки, на производство:

- заготовка поделочных материалов;

- наблюдения и исследование материалов, исследование их физических, химических и механических свойств;

- демонстрация слайдов, видеоматериалов, литературы по декоративно-прикладному искусству;

- встречи с народными мастерами края.

Творческие работы могут быть как самостоятельными, так и коллективными. Обучающиеся рисуют схематический эскиз, определяя из какого материала и что он будет делать. Обсуждают с преподавателем и составляют технологический проект. Определяют последовательность технологической цепочки и выполняют задание. По результатам практических работ организуется выставка изделий с последующим их анализом.

Большое место в процессе обучения занимает воображение , так как оно напрямую связано с формированием всех психических процессов и эмоций обучающихся. Благодаря игровым приемам на занятиях не должно быть однообразия, скуки, дети должны чувствовать свою значимость и тогда не будет уже и необходимости специального привлечения их вниманию к изучаемому материалу.

На занятиях должны использоваться материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, сказки, народные песни и т.п.). Сочетание слов и различных материалов (их цвета, объема, фактуры и т.д.) создает у обучающихся незабываемые художественные образы.

При выполнении практической работы следует использовать показ образцов или их вариантов. Когда работа несложная, можно использовать полный показ, а при выполнении сложных работ – поэтапный. Так, постепенно, обучающиеся учатся планировать процесс создания образа или композиции.

Практика работы показывает: увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением сувениров постепенно перерастает в стремление самим придумывать и создавать образ, а затем воплощать его в материале.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: internat (25.08.2023)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: