Приветствую Вас Гость
Среда
15.05.2024
04:58

Сайт Геннадия Васильева

Главная » Статьи » Мои статьи

Васильев Геннадий Никандрович: Материалы для экскурсовода: экскурсия «По местам боев 1-й Ленинградской партизанской бригады: Станция Кебь»

   Васильев Г.Н.

        Материалы для экскурсовода: экскурсия «По местам боев 1-й Ленинградской партизанской бригады: Станция Кебь».


    1. Рассказ о действиях партизан на станции Кебь. По материалам воспоминаний бывшего начальника особого отдела 1-й Ленинградской партизанской бригады Георгия Ивановича Пяткина.
«Путь лежал к станции Кебь на железнодорожной линии Псков-Порхов. Это был наш рубеж в битве за город Ленина.
Уже развернулась наступательная операция по освобождению Ленинграда от блокады. В ней важное место отводилось партизанским формированиям, их действиям в тылу врага. В треугольнике железных дорог Псков-Дно, Новгород-Псков, Дедовичи-Дно, а также на шоссейных и грунтовых дорогах Островского, Славковского, Псковского районов начинали боевые действия партизанские соединения.
   1-я бригада наносила удар, можно сказать, прямо в солнечное сплетение врага. Операция началась ровно в полночь 21 января 1944 года, но еще за неделю до этой даты наши разведчики ... вели пристальные наблюдения за всеми подходами к станции и системой ее оборонительных укреплений. Непрерывным потоком через нее шли воинские эшелоны, подбрасывалась живая сила и техника. Используя данные разведки, командование разработало подробный план овладения станцией и уничтожение моста через реку Кебь.
   Это была сложная операция, ведь рядом находились такие крупные гарнизоны как псковский, карамышевский. Вблизи станции проходили шоссейные магистрали, по которым враг мог быстро подвести подкрепление. Гитлеровцы опоясали подходы к мосту несколькими рядами колючей проволоки и защитной сеткой. А станцию подготовили к длительной обороне.
   Штурмовой отряд продвигался к цели. Путь пролегал чаще всего по целине, бездорожью. То и дело приходилось помогать лошадям, которые вязли в снегу. На дне саней лежало 120 кг тола.
Последняя преграда - река Череха. Вот уже сани скатились на лед. Вдруг треск, лошади по самую шею оказались в воде. На дне реки драгоценный груз. Заминка продолжалась всего несколько минут. Группа партизан бросилась к реке на окраине деревне, раскатили сруб. Вот уже тащат к берегу бревна, доски - наводят переправу. Другая группа занимается спасением тола. К счастью, груз так надежно был закреплен на подводах, что вытащили его без потерь (вода, как известно, ему не страшна). На исходный рубеж успели к сроку. Ровно в полночь в небе описала дугу белая ракета, и на Кебь обрушился шквал огня.
   Группу партизан, которой предстояло взорвать мост через Кебь, возглавлял Н. С. Матвиенко. Налет на станцию был поручен подразделению од командованием В. С. Дунского. Прикрывал товарищей со стороны шоссе полк во главе с В. И. Никифоровым. Эти трое были в числе лучших командиров в бригаде, но о последнем хочется рассказать подробнее.
   Владимир Никифоров хорошо знал эти места - родом он был из Старой Руссы. Ему исполнилось 17 лет, когда началась война. Юноша ушел в партизаны, вскоре стал лучшим подрывником отряда. Вместе с товарищами он участвовал в 10 боевых рейдах на успешно охранявшейся линии Остров-Псков-Дно, подорван 3 тыс, рельсов, З железнодорожных моста, пустив под откос 7 вражеских эшелонов. На этих участках поезда не ходили от двенадцати часов до двух суток. Его бойцы разгромили несколько гарнизонов, что называется, дотла, не оставив ни одного живого оккупанта. Отважному командиру присвоили звание Героя Советского Союза. Несколько раз с ним в вылазках был Лазарев, который с восхищением говорил:
   - У Никифорова - вот у кого надо учится поведению в бою!
   И на этот раз эффект внезапности сработал. Без потерь удалось ворваться на станцию. Окружили несколько важных объектов, блиндажей, бункеров. Но гитлеровцы быстро пришли в себя, ответили огнем. Завязался жестокий бой. О нем рассказывает командир бригады Михаил Викторович Степанов:  - Наш налет оказался для гитлеровцев неожиданным. Они даже не успели принять ответные меры. А дело было так. Н а станцию сразу после полуночи вкатился воинский эшелон, который сразу попал под огонь партизан. Через несколько минут на станционных путях один за другим загремели взрывы. Это подрывники уничтожали вагоны и платформы с боевой техникой.
   Партизанский отряд состоял из небольших мобильных групп, каждая из которых атаковала свой участок станции. Группа Афанасьева броском пересекла железнодорожную линию и зашла в тыл вражескому гарнизону. При этом комсомольцы Куликов, Семенов, Соловьев в считанные минуты вывели из строя стрелочные переводы. Партизан Хайрутдинов противотанковой гранатой (они были у каждого бойца) поразил фашистов, засевших в доте.
Жаркие схватки разгорелись в траншеях. Политрук Матвеев был дважды ранен, но сражался до последней минуты. Три тяжелых ранения получил рядовой Алексеев. Истекая кровью, он крикнул товарищам: - Бейте врага, возьмите мой пулемет!..
   От осколка немецкой гранаты погиб политрук Погоняев. Товарищи отомстили за его гибель, уничтожив четыре дота и взяв богатые трофеи.
   Ночную тьму расчерчивали очереди трассирующих пуль с разных направлений, гремели взрывы, на путях горели вагоны. В такой обстановке важно было молниеносно оценивать ситуацию, принимать верные решения.
   Вот гитлеровцы бросились на помощь осажденному доту. Но их тотчас, же прижала к земле метким огнем группа отрядной разведки под командованием Задунайского. Пулеметчики Клочков и Иванов не допустили подкрепления. А в это время разведчик Коровин подполз с гранатой к амбразуре. Взрыв - и уничтожена еще одна огневая точка врага. Погиб и партизан. Получил ранения прикрывающий его автоматчик Кузовлев.
    Медсестра коммунист Мария Конькова прямо под огнем перевязывала раненых бойцов. Многие обязаны ей жизнью.
   Еще более ожесточенный бой разгорелся у моста. Здесь по атакующим партизанам открыли огонь рамой наводкой орудия.
   Трижды гитлеровцы переходили в контратаки. Но партизаны держались стойко. Исход боя решила рота под командованием коммуниста Яковлева, умело действовавшая при атаке. С флангов атакующих поддерживали группы под командованием Полякова и Пантелеева.
   От моста до станции - 800 метров, но казалось, что идет один общий бой. И вот условный сигнал - мост взят! Вскоре прозвучал мощный взрыв. Металлические формы 94-метровой переправы рухнули в реку.
   В бою за мост особо отличились коммунисты Васильев, Коляда, Павлов, комсомольцы Калашников, Смирнов, Орехова, Широков. Прокладывая дорогу товарищам, погиб комсомолец Шамосоров, подорвавший огневую точку врага.
   В ходе 2-х часового боя задача, поставленная перед бригадой, была выполнена. На станции Кебь партизаны разрушили путевое хозяйство, казармы гарнизона, оборонительные сооружения, вывели из строя коммуникации, взорвали около 2- тыс. рельсов. Уничтожили немало солдат и офицеров противника. Взяли трофеи: б пулеметов, 120 винтовок и автоматов, много боеприпасов. Наши потери - 14 убитых и 40 раненых.
   Девять суток через станцию Кебь не ходили поезда. И это в тот момент, когда трасса Псков-Старая Русса должна была, по расчетам гитлеровцев, действовать с наибольшей нагрузкой. 26 января наши подрывники подняли в воздух еще один участок пути на перегоне Псков-Карамышево. Немцы скинули сюда несколько саперных подразделений - днем и ночью вели восстановительные работы. Лишь спустя несколько суток через Кебь пошли поезда.
   Наученные горьким опытом, гитлеровцы усилили охрану моста и дороги. Через несколько дней отряды Арсентьева и Никифорова напали на охрану. Но мост взорвать не удалось. Однако он получил такие серьезные повреждения, что дорога бездействовала еще несколько дней...
   В боях у кебьского моста партизаны показали свой характер. Прощаясь с павшими товарищами, мы поклялись отомстить за них». (Смотри: Пяткин Г. Крах «Цеппелина». Лениздат, 1987, сс. 155 – 160.)
2. Из отчета о боевой деятельности 1-й Ленинградской партизанской бригады за период с 14 января по 28 февраля 1944 года.
(Документ Н161. См.: Непокоренная земля Псковская. Документы и материалы. Лениздат. 1976., с. 339-340.):
   «В период поступления войск Ленинградского и Волховского фронтов 1-я Ленинградская партизанская бригада усилила свою боевую деятельность на коммуникациях противника Псков-Карамышево с последующим расширением участка боевых действий до станции Подсевы, а также на больших и шоссейных дорогах, ограничивающих район дислокации бригады.
   Выполняя приказ оперативной группы, 20 января 1944 г. Силами бригады произведен налет ж.-д. Псков-Карамышево с задачей уничтожения разъезда Кебь, ж.-д. моста через Кебь, разрушения ж.-д. пути на этом участке. В итоге 2-часового ожесточенного боя, доходившего до рукопашной схватки, бригадой разгромлен гарнизон станции Кебь, причем было истреблено более 250 гитлеровцев, взорваны станционные сооружения, пути, стрелочные переводы, связь, ж.-д. мост через реку Кебь, 2060 рельсов, вырезано 3900 погонных метров связи, уничтожено 2 казармы, 2 бункера, 4 блиндажа, 5 пулеметов, на шоссе Псков-Карамышево взорван деревянный мост. Сильно ружейно-пулеметным и автоматическим огнем обстреляны воинский эшелон противника с живой силой, стоявший в момент налета на станции Кебь, и рабочий поезд в районе ж.-д. моста.... выведено из строя 2 паровоза и 12 вагонов.
   В боях с гарнизоном станции Кебь и охраной ж-д. моста бригадой захвачены 5 пулеметов (из них один станковый), миномет, гранатомет, 14 винтовок, 2 автомашины, боеприпасы и др. трофеи. Взят в плен один солдат. За эту операцию бригада потеряла убитыми 14 человек, ранеными 40 человек, пропавшими без вести 3 человека. В вооружении потери составили: 2 автомата, 3 винтовки. В результате налета бригады на ж.-д. Псков-Карамышево дорога не работала 2-ое суток...».
3. Объекты для посещения.
           Станция «Кебь».
           Железнодорожный мост.
           Воинская могила.
           Остатки линии военных земляных укреплений.
           Место подъема самолета, времен ВОВ, поисковиками «След пантеры».
           Встреча со старожилами станции.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: internat (26.08.2012)
Просмотров: 1756 | Теги: Краеведение. Экскурсии. | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: