Приветствую Вас Гость
Среда
15.05.2024
11:59

Сайт Геннадия Васильева

Главная » Статьи » Мои статьи

Васильев Геннадий Никандрович "Туристско-краеведческая работа с учащимися начальных классов"

   

   Васильев Геннадий Никандрович "Туристско-краеведческая работа с учащимися начальных классов"

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащегося является туристско-краеведческая деятельность. Педагогически правильно организованная деятельность помогает создать во главе с классным руководителем, воспитателем группы продленного дня единый коллектив учителей, родителей, детей, что значительно облегчает решение задач всестороннего развития личности ребенка.
Первые навыки и умения необходимые в туристско-краеведческой работе, в нашей школе-интернате дети получают в подготовительной группе детского сада на занятиях в уголке природы, на прогулках, экскурсиях. Поэтому туристско-краеведческая деятельность учащихся уже с I класса может быть более целенаправленной, становясь важным средством накопления знаний и развития интереса к учебе, укрепления связи обучения с жизнью; эта работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в начальных классах и способствует широкому ознакомлению детей с окружающим их миром.
Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов в школе учитывает возрастные особенности младших школьников. Так, учащиеся I - II классов знакомятся с непосредственно окружающим их миром - семья, школа, микрорайон, ближайшая зеленая зона; учащиеся III класса - с достопримечательными местами и зеленой зоной своего района. Начиная с IV класса, учащиеся ходят в походы по ближайшим маршрутам родного края.
Наиболее доступными формами организации туристско-краеведческой работы с младшими школьниками являются: беседы и практические занятия, прогулки (до 2 ч), экскурсии и туристские прогулки (до 4 ч), однодневные походы (до 6 ч), утренники, слеты, простейшие туристско-краеведческие игры и соревнования.
Систематическая туристско-краеведческая работа в начальных классах строится на непрерывно сменяющих друг друга туристско-краеведческих циклах, каждый из которых включает: подготовку к туристско-краеведческому мероприятию, его проведение, подведение его итогов.

Подготовка туристско-краеведческого мероприятия включает: познавательно-краеведческую деятельность учащихся (сбор предварительного материала о маршруте экскурсии, туристической прогулки или однодневного похода каждым школьником согласно его краеведческой должности); физическую и туристическую подготовку (физические тренировки и подвижные игры, освоение туристских умений и навыков); хозяйственную работу (подготовку общественного и личного снаряжения, продуктов питания и т.д. каждым школьником согласно его туристической должности); всестороннее развитие личности учащегося (освоение основных законов, правил и традиций туристско-краеведческой деятельности).

Проведение туристско-краеведческого мероприятия включает: прохождение намеченного маршрута с выполнением учащимися поставленных перед коллективом туристских задач (практическое освоение элементарных туристских навыков и умений), краеведческих задач (сбор краеведческого материала на маршруте и ознакомление с его достопримечательными местами), задач общественно полезной работы на маршруте (природоохранительная, шефская и т.д.), воспитательных задач (всестороннее развитие личности учащегося, формирование сплоченного коллектива учащихся).
Подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия включает: составление учащимися, соответственно их туристским и краеведческим должностям, устных и письменных отчетов о выполнении задач данного туристско-краеведческого цикла; подготовка и выступление на сборах, утренниках и т.д. с творческими отчетами о проведенном мероприятии; оформление наглядной агитации по итогам мероприятия (фотомонтаж, походный листок или газета, выставка краеведческого материала и т.д.); физическая и техническая подготовка (освоение туристских и краеведческих навыков и умений).
I - II классы оформляют свои отчеты в виде рисунков, аппликаций, устного рассказа и т.п. Учащиеся III класса оформляют свои отчеты в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов, сочинений, презентаций, простейших коллекций и т.п. Учащиеся IV класса, кроме того, создают небольшие выставки своих работ и т.п. Учащиеся всех классов совместно с родителями участвуют в конкурсах семейных рисунков по темам проведенных туристско-краеведческих мероприятий.
Каждый цикл туристско-краеведческой деятельности в школе включает несколько тем, оформленных в виде задач, в целом обеспечивающих содействие всестороннему развитию личности учащегося. Эти задачи обязывают детей активно знакомиться с окружающей их природой и социальной средой, обеспечивают участие в важнейших событиях жизни города, содействуют сплочению и развитию детского коллектива и каждого учащегося.
В каждом туристско-краеведческом цикле для учащихся I - II классов проводятся одна - две экскурсии или одна туристская прогулка и несколько тренировочных прогулок. Для учащихся III класса проводится одна туристская прогулка и несколько тренировочно-тематических экскурсий, для IV класса - туристская прогулка или однодневный поход и несколько тренировочно-тематических экскурсий и тренировочных прогулок. Педагогическая эффективность туристско-краеведческого цикла достигается только тогда, когда в эту деятельность включен каждый учащийся через выполнение обязанностей по своей туристской или краеведческой должности. Туристские и краеведческие должности позволяют активизировать самодеятельность учащихся и организовать действенное самоуправление походного коллектива. Полностью укомплектованная туристскими должностями походная группа (15 человек) IV класса имеет в своем составе командира, комиссара, главного краеведа, заведующего питанием, заведующего снаряжением (Завхоза), санитара, ремонтного мастера, главного штурмана, главного оператора, казначея, физорга, культорга, редактора походного дневника, редактора походной газеты (листка), руководителя художественной самодеятельности (агитбригады). В походных коллективах I, II и III классов отсутствуют наиболее сложные для них туристские должности. В 1 классе в туристских группах имеются лишь такие простые и понятные туристские должности, как командир, санитар, ремонтный мастер, физорг. Учащегося начальной школы, получившего краеведческую должность, называют «знаток»: знаток погоды, знаток деревьев, знаток трав, знаток птиц, знаток рыб, знаток стихов о природе, знаток рассказов о животных, знаток своёй улицы, знаток достопримечательных мест своего района и т. д. Учащиеся IV класса, выходящие в однодневный поход по маршрутам ближайших зон родного края, получают следующие должности: историк, географ, ботаник, зоолог, фенолог, эколог, метеоролог, гидролог, геолог, литературовед, искусствовед и т. п. Такой набор краеведческих должностей в туристской группе позволяет комплексно изучать район будущего похода, что содействует более глубокому пониманию учащимися окружающей их действительности.
В I- II классах родители учащихся являются их «дублерами» по туристским и краеведческим должностям, готовят и проводят с ними все туристские мероприятия.


Список литературы

1. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. –М., 1983. - 160 с.

2. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. –М., 1985. - 104 с.

3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ /Сост. Р.В. Назарова, Л.И. Филатова, В.Г. Цыпурский. –М., 1988 . - 176с.

Категория: Мои статьи | Добавил: internat (26.08.2012)
Просмотров: 1156 | Теги: краеведение | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0